The New York Times: Русский бунт вновь отложен

Версия для печати
0
0
0

В материале для The New York Times американо-российская журналистка Маша Гессен полагает, что российские государственные СМИ проигнорируют протест дальнобойщиков, позволив Владимиру Путину не обращать на него внимание.

В пятницу во второй половине дня я поговорила с организатором антипутинских протестов, антикоррупционным активистом Леонидом Волковым. Он предсказывал неминуемый крах режима, когда взглянул на экран своего iPhon'а и сказал: "Пока мы сейчас говорим, водители-дальнобойщики блокируют кольцевую дорогу вокруг Москвы". Протест, который ожидался на протяжении нескольких недель, должен был быть масштабным и, возможно, историческим.

Новая система взимания платы с грузовиков "Платон" широко воспринята в качестве коррупционной составляющей. В этой стране больших расстояний и зависящей от импорта экономики, насчитывается почти два миллиона водителей-дальнобойщиков. У них есть возможности для того, чтобы экономика России замедлилась, а движение по ее дорогам застопорилось.

Существует причина, по которой некоторые водители грузовиков протестовали не только на своих машинах, но и пешком, как в Челябинске, где группа людей постоянно перемещалась туда-обратно по пешеходному переходу, пытаясь помешать движению. Дело в том, что водители, в еще большей степени, чем многие их соотечественники, зависят от милости российской бюрократии, ведь они имеют водительские права и различные разрешения, которые могут быть отозваны. Любой гаишник может отнять у дальнобойщика средства к существованию.

Если бы дальнобойщики были уверены, что все их коллеги были готовы пойти на риск, они могли бы проигнорировать проблему дорожной полиции. Но они натолкнулись на классические проблемы организации коммуникации и доверия. Российские профсоюзы слабы и зачастую кооптированы. Большинство СМИ находится под контролем государства. Онлайн форумы это практически единственный организационный и коммуникационный инструмент, который имеют в своем распоряжении водители.

Похоже на то, что в настоящее время ГИБДД по-существу закрыла Московскую область для больших грузовиков. Водители-дальнобойщики все еще могут блокировать дюжину шоссе, ведущих к Москве, у них есть для этого достаточное количество участников. Но они испытывают нехватку организации и доверия, чтобы суметь организовать столь сложный протест. Даже если они преодолеют эти препятствия, государственные СМИ, скорее всего, продолжат игнорировать их, позволив тем самым Путину также не обращать на них внимание. Если его не показывают по телевизору, протест не становится революцией.