Майкл Макфол: Восемь условий сотрудничества Соединенных Штатов и России в сирийском вопросе

Версия для печати
0
0
0

Экс-посол США в России в материале для Project Syndicate перечисляет условия для возникновения долгосрочного партнерства Вашингтона и Москвы в борьбе с международным терроризмом.

Решение Владимира Путина вмешаться в события в Сирии оказалось поворотным моментом в российской внешней политике в 2015 г. В последние 15 лет Путин все больше полагается на военную силу для достижения своих внутренних и внешнеполитических целей. Путинский гамбит в Сирии стал логичным, следующим шагом во все более агрессивной внешней политике России.

Однако, Сирия будет отличаться от предыдущих действий Путина: он правильно рассчитал, что в то время как большинство стран мира осудило его за военные действия в Чечне, Грузии и Украине, он может рассчитывать на солидарность и поддержку со стороны международного сообщества за свои шаги в Сирии.

Прокремлевские комментаторы указывают на недавнюю поездку госсекретаря США Джона Керри в Москву как на доказательство того, что военная интервенция в Сирии с целью борьбы с терроризмом покончила с международной изоляцией России и заставила вновь уважать ее как ответственную мировую державу. Согласно этой аргументации, Россия вернулась, потому что мир нуждается в ней.

Такие выводы преждевременны. В долгосрочной перспективе Россия могла бы стать партнером в глобальной борьбе с терроризмом. И в принципе, США, Европейский союз и другие страны мира должны приветствовать сотрудничество с Россией в этой миссии. Тем не менее, на практике несколько ключевых вопросов нуждаются в решении до того, как будет достигнута долгосрочная цель сотрудничества с Россией.

Во-первых, Россия должна прекратить бомбардировки сирийских оппозиционных сил, поддерживаемых США и их союзниками по коалиции, и начать борьбу с "Исламским государством".

Во-вторых, Путину следует быть более серьезным образом вовлеченным в международные усилия по началу переходного политического процесса в Сирии. Асад может иметь временную, переходную роль, но он не должен оставаться у власти дальше по той простой причине, что его присутствие способствует притоку добровольцев в ИГИЛ.

В-третьих, России следует изменить тактику своих бомбардировок, от которых гибнет слишком много мирных жителей. Такие атаки помогают джихадистским каналам на YouTube получать более вдохновляющие кадры, а это именно то, чего хотят в ИГИЛ.

В-четвертых, российским СМИ следует прекратить обвинять США в поддержке "Исламского государства". Как США могут объединяться со страной, которая делает столь ложные утверждения и изображает Америку в качестве врага?

В-пятых, Путин должен остановить поток боевиков из России в Сирию. Даже по российским оценкам, к сентябрю 2015 г. 2400 российских граждан присоединились к ИГИЛ.

Наконец, чтобы быть полезной, России следует прекратить ждать уступок от США на Украине, такая увязка никогда не будет работать.

Для начала сотрудничества с Россией США и их союзникам также следует внести некоторые коррективы и принять на себя ряд обязательств.

Во-первых, умеренные оппозиционные группы, получающие деньги и оружие из США, не должны быть принуждены к борьбе исключительно против ИГИЛ, им следует самим определять свою собственную военную стратегию, в том числе иметь возможность бороться с силами Асада в качестве средства давления на режим при переговорах.

Во-вторых, американским официальным лицам следует оказать давление на Кремль с тем, чтобы он серьезно отнесся к вопросу политических преобразований, в том числе свободных и справедливых выборов в Сирии. США и остальному миру нельзя верить в ложные заверения об авторитарной стабильности. В течение последних четырех лет диктатура Асада производила только смерть, принудительное переселение и нестабильность. Нет никакой причины ожидать от его режима стабильности в будущем.

В-третьих, американским лидерам надлежит совершенно ясно дать понять о разделении вопросов об американской поддержки Украины и сотрудничестве с Россией в Сирии. Отправка неоднозначных сигналов ни к чему не приведет.

Наконец, американским лидерам следует оставаться реалистами относительно слабых перспектив успешного сотрудничества с Россией в Сирии. Российская кампания бомбардировок мало повлияла на события на земле, а ее обещания поддержать политические изменения не новы. Две предыдущие попытки международных миротворческих усилий, в которых принимала участие Россия (Женева-I,II), закончились провалом.

В предстоящем году США следует искать союза с Россией для победы над ИГИЛ, но к этому необходимо стремиться, не питая каких-либо иллюзий по поводу вероятности успеха и испытывая реальные опасения из-за цены неудачи.