The American Spectator: Последнее приобретение России - Святой Патрик

Версия для печати
0
0
0

The American Spectator комментирует решение Синода РПЦ о включении ряда христианских святых Запада в православный месяцеслов.

Мы знали, что русские не остановятся на Крыме, но теперь они зашли слишком далеко. Всего за несколько дней до 17 марта [день памяти св. Патрика] РПЦ объявила, что добавила к своему официальному литургическому календарю, известному под названием "Минеи", 15 святых из Западной Европы. Самым известным из них является Святой Патрик, которого российские православные будут почитать под именем "святителя Патрикия, просветителя Ирландии". Патрик, как известно, крестил ирландцев, принеся им христианское Евангелие. Я думаю, что это довольно изящный титул.

После изучения критериев, по которому русские приняли это решение, следует заметить, что нет никаких причин считать это похищением святого. Святые, которых они включили в свой месяцеслов [православный церковный календарь], все жили и умерли до 1054 г., года Великого раскола в Церкви, когда римский папа и патриарх в Константинополе отлучили друг друга от церкви. Печально это говорить, особенно если вы католик или православный, но после всех прошедших веков западное и восточное христианство до сих пор не помирились.

Иоанн Павел II неоднократно пытался на протяжении всего своего 27-летнего папства посетить Россию, но снова и снова православный патриарх отвергал эту идею. Некоторые православные греки никогда не простили католиков за разграбление Константинополя в 1204 г. Кажется, старые раны и хорошая память испортили надежды на какое-то сближение между Церквями.

Как бы то ни было, 15 святых к этому непричастны, потому что они, например, мученики Лионские, убитые в 177 г., Албан - первый мученик Великобритании - казненный около 304 г., и Женевьева, одна из святых Парижа, умершая около 512 г., жили в то время, когда христианство было единым. Но в критериях русских было принципиальное условие: если до раскола какой-либо святой был теологом, чьи писания использовались для поддержки католической точки зрения и унижения православных, то этот святой не мог быть добавлен к утвержденному РПЦ списку святых. С этим просто надо смириться.

Подождем того момента, когда православные гимнографы потрудятся над созданием нового литургического произведения для Святого Патрика. Надеюсь, запись на нем скоро появится на YouTube - православные сочиняют великолепную церковную музыку. Но я не могу не думать о том, как побывав в церкви в День Святого Патрика, русские отправятся в бар, чтобы выбить несколько стопок зеленой водки.