Deutsche Welle: Визит Абэ в Москву - Япония меняет тактику в споре вокруг Курил?

Версия для печати
0
0
0

Японский премьер Синдзо Абэ будет обсуждать в Москве прежде всего вопросы экономического сотрудничества с Россией. Но долгосрочная цель Токио - возвращение южных Курил, уверен обозреватель Deutsche Welle.

Премьер-министр Японии Синдзо Абэ в ходе визита в Москву встретится в четверг, 27 апреля, с президентом России Владимиром Путиным. От переговоров лидеров двух этих стран больше всего традиционно будут ждать новостей о будущем Курильских островов, отошедших к СССР после Второй мировой войны. Разумеется, этот вопрос не будет решен уже сейчас. Зато у Абэ, по мнению наблюдателей, есть неплохие шансы договориться с Путиным о начале совместного экономического развития островов, принадлежность России которых оспаривается Токио.

Четыре южных острова Курильской гряды были заняты советскими войсками в 1945 году, и с тех пор этот факт оказывает серьезное влияние на отношения двух государств. Из-за этого Россия и Япония до сих пор не подписали даже двусторонний мирный договор после Второй мировой войны. На японских картах южные Курилы обозначаются как собственные "северные территории".

"Ни малейшего шанса" на решение спора

Во время визита российского президента в Японию в декабре прошлого года Москва и Токио договорились обсудить возможность начала совместной хозяйственной деятельности на южных Курилах. Но в феврале российские власти дали понять, что не слишком заинтересованы в переговорах о передаче островов под контроль Японии. Сначала Москва объявила, что пяти небольшим и прежде безымянным ненаселенным островам Курильской гряды присвоены имена советских и российских государственных деятелей. А потом Минобороны РФ отчиталось о планах разместить на южных Курилах до конца года дивизию. Обе новости вызвали протест Токио.

По выражению научного сотрудника Университета Мэйдзи Юна Окумуры, "вообще не похоже", чтобы в решении территориального спора двух стран наметился какой-либо прогресс. "Не вижу причин, которые заставили бы Путина сделать шаг, определенно пошедший бы ему в минус в глазах националистически настроенной части его электората. Тем более если учесть президентские выборы, намеченные на март следующего года", - рассуждает аналитик.

"У него и без того достаточно проблем на международной арене, зачем ему делать шаг, который, очевидно, выглядел бы как уступка", - заявил Окумура в беседе с DW. Согласен с ним и профессор токийского Международного христианского университета Стефен Нэйджи. Нет ни малейшего шанса, что Абэ удастся вернуть острова, подчеркнул он в интервью DW.

На первом плане - экономика

Похоже, это понимает и сам японский премьер. Собеседники DW отметили, что накануне встречи Абэ смещает фокус с вопроса о возвращении Японии южных Курил на экономическое сотрудничество. "Если Абэ сможет объявить о прогрессе в вопросе экспорта ресурсов с российского Дальнего Востока, то он сможет показать, что возвращается не с пустыми руками", - полагает Нэйджи.

"У Путина нет причин не желать большей вовлеченности Японии в экономическое развитие Дальнего Востока", - продолжил эксперт. Кроме того, благодаря экономическому сотрудничеству Москва и Токио смогут снизить свою обеспокоенность в сфере безопасности. "Для Японии сближение с Россией как экономическим партнером поможет сбалансировать угрозу со стороны Китая или подвинуть Москву из геополитической орбиты Пекина в регионе, - считает Стефен Нэйджи. - Россия тоже обеспокоена тем, что Китай в поисках ресурсов может быть заинтересован в экспансии на север, то есть в направлении РФ".

В ноябре прошлого года министры экономики и энергетики России и Японии договорились о развитии сотрудничества в ряде проектов, включая совместную добычу нефти и газа на российском Дальнем Востоке, а также о взаимодействии в сфере ветроэнергетики и дезактивации АЭС "Фукусима".

Железная дорога через Россию свяжет Японию и Европу?

Другой совместный проект, обсуждаемый сторонами, - железнодорожный тоннель между российским Сахалином и японским островом Хоккайдо по дну пролива Лаперуза. Если он будет реализован, Япония получит возможность железнодорожного сообщения с Европой по Транссибирской магистрали.

Рассматривается и вариант с прокладыванием 50-километрового подводного кабеля для экспорта электроэнергии в Японию с российских ТЭЦ. Стоимость проекта оценивается в 5,7 млрд долларов.

Токио также призывает японские предприятия из различных сфер экономики, включая туристические и медицинские компании, рассмотреть возможность участия в российских проектах. Впрочем, бизнесмены из Японии не торопятся это делать, опасаясь непредсказуемого инвестиционного климата в России.

Хотя территориальный спор вокруг Курил как будто отходит на второй план, наблюдатели убеждены, что Япония надеется путем развития экономического сотрудничества приблизить решение проблемы южных Курил. Это остается долгосрочной целью японского премьера, констатирует Юн Окумура.

"Абэ крайне упорный и целеустремленный человек. В данный момент вероятность добиться хороших условий в вопросе "северных территорий" мала, но я уверен, что он закладывает основу продолжительной кампании", - резюмировал аналитик.