The Washington Post: Консервативная революция в российском искусстве

Версия для печати
0
0
0

The Washington Post пишет о возвращении советского подхода к регулированию в сфере российской культуры и массового искусства.

На фоне того, как отношения России с остальным миром испортились, отечественные художники и артисты получили жесткий урок: используете свою сцену, холст или микрофон для свободной критики страны или президента, и вы рискуете оказаться закрытыми.

Чаще всего это сообщение содержит посыл к российским артистам, которые представляются в роли нарушителей негласного морального кодекса российского режима, который, как кажется, внимает сигналам от православной церкви.

В последние несколько недель лидеры РПЦ в Новосибирской области организовали протесты по поводу изображения религиозных символов в оперной постановке местного театра, что привело к увольнению режиссера министерством культуры РФ. Православные активисты Москвы доставили отрубленную свиную голову известному режиссеру с целью выразить протест его интерпретации символов веры в постановке в одном из театров города.

Российский совет по культуре и искусству начал рассматривать способы предотвращения и наказания за "искажение" классических пьес. Кремлевские чиновники предложили ввести предварительную процедуру просмотра театральных постановок, другими словами, эффективное господство цензуры в советском стиле.

Чиновники оправдывают свои действия, называя их шагами по убеждению российских театральных режиссеров к проявлению большего "вкуса, здравого смысла и ответственности". Именно так выразился министр культуры России Владимир Мединский на страницах газеты "Московский комсомолец" в начале этого месяца. Он также отметил необходимость демонстрации "уважения к аудитории, общественности и городу", отдельно подчеркнув при этом "не пренебрежение к чувствам верующих".

Но артистическое сообщество России усматривает в этом явную попытку общественного контроля. "То, что происходит - настоящая консервативная революция, - говорит известный российский искусствовед Марина Давыдова. - Наше министерство культуры работает против культуры, против искусства и против всего культурного сообщества". Давыдова и другие критики видят новую тенденцию в попытке заткнуть рот театральным постановкам под предлогом моральных соображений.

Связь между правительством и религиозными лидерами не началась с постановки оперы Вагнера в Новосибирске. В течение многих лет президент России Владимир Путин имел тесные отношения с РПЦ, что нашло отражение в его личных проявлениях религиозности, реакции Кремля на шоу группы "Pussy Riot" в храме Христа Спасителя в Москве в 2012 г., российском крестовом походе против гомосексуальной "пропаганды" и многочисленных предупреждениях Путина о "моральном кризисе" западного типа антиклерикализма.

Последние события показывают, что мы становимся свидетелями, по словам Давыдовой, "критической стадии этого заболевания". "Есть связь между внешней политикой России, ее политическим курсом и тем, что происходит в культуре, утверждает она. - "Тангейзер" не содержит никакой критики режима. Но в постановке показан свободный образ мыслей, свободомыслие европейского интеллектуала, которое раздражает их".

Пресс-секретарь Путина ясно сформулировал оппозицию Кремля любым формам цензуры, но он также заявил, что правительство не должно финансировать "неуместные" проекты. Зависимость театров от государственного финансирования делает их главной мишенью запрета. "Это абсолютно походит на советские времена, - замечает Давыдова. - Восстановление подобных методов просто шокирует".