Американский регулятор медиа вещания: Россия и RT победили в информационной войне

Версия для печати
0
0
0

Руководство Совета управляющих по вопросам вещания (Broadcasting Board of Governors, BBG) - ведомства, определяющего политику международного вещания американских медиа, - полагает, что Россия обходит США в информационной войне: «Наши несущие антиамериканский посыл конкуренты побеждают в информационной войне, которую сами же и развязали... Стратегия американских СМИ должна быть пересмотрена».

За 10 лет Россия сумела прочно закрепиться на международной информационной арене, в первую очередь благодаря каналу Russia Today или RT, который сегодня вещает на 8 языках. Он был запущен 10 декабря 2005 года по распоряжению президента Владимира Путина для выполнения двух официальных задач: разрушения монополии англосаксонских СМИ и создания объективного портрета России.

С 2012 года он получил юридический статус стратегического предприятия, защищающего интересы России, что становится для него щитом от сокращений бюджета. Кроме того, за один только 2015 год его дотации составили 220 миллионов долларов. Рекордная цифра со времен запуска канала.

«Западу давно пора протереть глаза и увидеть то, что в России готовят вот уже 10 лет!» — восклицает известный репортер и эксперт по России Анна Нива. По ее словам, RT представляет собой «новую форму дипломатии», средство, с помощью которого Российская Федерация передает миру свое видение внешней политики: «Этим никого не обманешь. RT — работает по указке. Кроме того, россиян совершенно не волнуют затраченные средства, потому они прекрасно понимают, что это — оружие».

Набрав полтора миллиона подписчиков, RT стал крупнейшим информационным каналом на YouTube, намного опередив CNN и «Аль-Джазиру», на счету которых соответственно 875 000 и 716 000 подписчиков. Кроме того, это первый информационный канал на YouTube, которому удалось достичь отметки в миллиард просмотров. Настоящий рекорд.

Все началось в 2003 году, когда Владимир Путин заказал опрос о восприятии России у американцев. Результаты оказались весьма красноречивыми. Президент осознал, что у его страны возникла серьезная проблема с имиджем. Чтобы исправить ситуацию, он решил не размениваться по мелочам и создать международный информационный канал на английском языке. Он должен был позволить Москве дать ответ на освещение событий иностранными журналистами, которые заостряют внимание на коррупции и правах человека, рисуя тем самым неприглядный портрет РФ.

Кремль еще больше убедился в необходимости канала после двух происшествий: газового кризиса с Украиной в 2006 году и грузинского кризиса 2008 года. Во время этих событий Россия стала целью острых нападок, а ее имидж за границей ощутимо ухудшился.

Тогда Кремль решил расширить масштаб и интенсивность своей пиар-стратегии. Контратака началась в 2007 году с запуска «Русия аль-Яум», канала нацеленного исключительно на арабоязычную аудиторию. Два года спустя RT начал вещание на испанском языке. В данном случае цель опять-таки была предельно прозрачной: покорить южноамериканскую аудиторию, с которой уже начал работать CNNE (испанская версия CNN). В 2010 году на американском рынке возник RT America. В 2014 году на свет появились RT UK, RT Deutchland и RT Chinese. С самого своего создания RT постоянно расширял свое присутствие. Во Франции до сих пор нет телеканала, однако имеется сайт, который освещает французские и международные новости.

Хотя RT и стремится стать глашатаем интересов России, он делает это с тонкостью, которая была совершенно не свойственна официальным выпускам «Московского радио» во времена Советского Союза и холодной войны. Канал, по заявлению его руководства, идет вразрез с информационным «мейнстримом» и предлагает альтернативный взгляд на события. «Став противовесом традиционным СМИ, он подтверждает свою легитимность», — объясняет Анна Нива. Нет ничего лучше, если вы хотите привлечь всех тех, кто разочарован этими самыми СМИ (в их рядах, кстати, хватает любителей теорий заговора). Такие видео как «Пять вещей об Украине, о которых молчат крупнейшие СМИ» или «Пять запрещенных книг о том, что хочет скрыть истеблишмент» вышли в лидеры просмотров на YouTube.

Несмотря на всю свою популярность, RT периодически сталкивается с обвинениями в том, что он — инструмент кремлевской пропаганды. В марте 2014 года американская журналистка Лиз Уол  уволилась в прямом эфире, обвинив канал в манипуляциях с освещением конфликта на Украине. Несколько месяцев спустя ее примеру последовала британская коллега Сара Ферт (Sarah Firth), написав в Twitter, что уволилась, потому что она «на стороне правды». Кроме того, британское регулятивное ведомство OFCOM грозится закрыть канал из-за необъективного освещения событий.

Несмотря на все споры, Россия не собирается останавливаться на так хорошо стартовавшем пути. В ноябре прошлого года она запустила новое СМИ, новостной сайт на 29 языках! «Sputnik, крупнейший информационный бренд с современными центрами в важнейших мировых столицах. Sputnik рассказывает то, о чем другие молчат». Новая организация перенимает диалектику RT, потому что тоже напирает на альтернативный подход.

Название было выбрано отнюдь не случайно. По сути, это щелчок по носу американцам. Речь идет о первом искусственном спутнике Земли, который запустил на орбиту СССР в 1957 году. Тогда американская пресса окрестила это событие «технологическим Перл-Харбором».