The National Interest: Как Россия вместо Америки совершила "поворот в Азию"

Версия для печати
0
0
0

По мнению The National Interest, перспективы более тесного российско-китайского сотрудничества создают фундаментальные проблемы для Вашингтона.

Круговорот мировых новостей меняется в одно мгновение. Европа доминирует в освещении СМИ одну неделю, в то время как Ближний Восток привлекает внимание на следующей. Хотя непосредственные вызовы, проистекающие из обоих этих регионов имеют решающее значение для международной безопасности, США не должны в угоду краткосрочному забывать о долгосрочном. Вашингтону не следует отказываться от стратегического планирования в пользу кризисного управления.

Эта дихотомия особенно актуальна на фоне того, как России удается успевать в обоих этих направлениях, реагируя на непосредственные кризисы и вкладывая капитал в будущие партнерства. Несмотря на новые потрясения в Европе и продолжающуюся нестабильность на Ближнем Востоке, американские политики не могут позволить себе пренебречь Азиатско-Тихоокеанским регионом и возрастающей в нем ролью России, которая продолжает развивать все более тесные оборонные, экономические и энергетические связи с Китаем и другими региональными странами.

Растущее российско-китайское партнерство не является панацеей для проблем каждой из стран, оно, тем не менее, очень удобно: и Москве, обеспечивающей альтернативные экспортные рынки и политическое влияние, и Пекину, столкнувшемуся с нежеланием США согласиться с новым мировым порядком, благоприятным для Китая. В свете этого вновь обретенного согласия и стратегического сдвига России на Восток, Азиатско-Тихоокеанский регион ставит перед США новые задачи.

С точки зрения безопасности, Москва и Пекин предпринимают действия, которые могли бы угрожать интересам Америки, ее союзникам и партнерам. В частности, Россия играет ключевую роль в военной модернизации Китая, обеспечивая его передовыми ракетами, радарами и другими системами. Например, Китай станет первым иностранным покупателем зенитно-ракетного комплекса С-400, в котором китайские власти так долго выражали свою заинтересованность. Этот шаг заставит американских союзников и партнеров, в частности Японию, боятся растущей китайской угрозы в регионе, что повлечет повышение затрат Вашингтона на реагирование в ответ на будущие китайские действия.

Более глубокое российско-китайское дружественное согласие также способно подорвать способность США проецировать экономическую и финансовую силу. Российско-китайское сотрудничество в финансовой сфере может смягчить для российских компаний последствия западных санкций. В 2014 г. Москва и Пекин подписали соглашение о валютном свопе на сумму в 24 млрд. долларов, что должно уменьшить зависимость Москвы от долларов и способствовать международному хождению китайского юаня. В целом, финансовое сотрудничество между этим двумя странами помогает продемонстрировать ослабленный имидж США и уменьшение роли американского доллара на валютных рынках.

Российско-китайское сближение настоятельно подчеркивает для США необходимость пристального внимания к Азиатско-Тихоокеанскому региону, Вашингтону следует установить ясный межведомственный подход в деле наилучшего использования американской дипломатической, финансовой и военной мощи. Интерес России к региону должен быть рассмотрен как один из элементов более широкой стратегии. Динамизм развития Азиатско-Тихоокеанского региона и перспектива более близких российско-китайских отношений оказывают существенное влияние на мировую экономику и глобальную стабильность в XXI в. Вашингтон не должен упустить уникальную возможность заранее ответить на возникающие вызовы.