Теракты в Брюсселе - призрак трагедий Лондона и Мадрида

Версия для печати
0
0
0

Утром 22 марта прогремело два взрыва в брюссельском аэропорту в коммуне Завентем. За ними последовал теракт на станции метро Маальбек в европейском квартале бельгийской столицы.

Угроза висела в воздухе уже не первый месяц. Брюссель находился под сильнейшим давлением и даже был закрыт на несколько дней в ноябре после терактов в Париже, напоминает Slate France. Тогда в столичном регионе был объявлен высший уровень террористической угрозы, а власти рекомендовали жителям избегать «мест большого сосредоточения людей в брюссельском регионе (концерты, крупные мероприятия, вокзалы и аэропорты, общественный транспорт, торговые центры)».

Недавно Брюссель вновь привлек к себе внимание на волне задержания 18 марта в столичной коммуне Моленбек Салаха Абдеслама, подозреваемого в причастности к организации терактов в Париже 13 ноября. Пока что личность исполнителей нынешних терактов неизвестна, но обстановка почти не оставляет сомнений насчет их заказчиков.

Метод их проведения (одновременные и, по всей видимости, скоординированные взрывы, присутствие по меньшей мере одного смертника, удары по терминалам и транспорту) напоминает кровавые теракты в европейских столицах в 2000-х годах.

После того, как 11 сентября 2001 года террористы угнали 4 самолета и использовали их как снаряды (в США тогда погибли 3 000 человек), кардинальное усиление мер безопасности в самолетах и аэропортах, сделало их куда более труднодоступными для террористов. За этим последовала череда терактов с участием смертников (те пользовались как «поясами шахида», так и заминированными автомобилями) и более легкими целями.

В 2004 году в Мадриде в пригородных поездах было установлено 13 бомб. Утром 11 марта десять из них взорвались в четырех составах с интервалом в семь минут. Теракты унесли жизни 191 человека, а ранения получили более 2 000.

7 июля 2005 года в Лондоне четыре смертника подорвали себя в городском транспорте: 56 человек (в том числе и четверо террористов) погибли, а сотни других были ранены. Три из четырех взрывов произошли на протяжение менее минуты, с 8:50 по 8:51, подтвердив, что одновременность ударов и выбор транспорта в качестве цели являются визитной карточкой исламского терроризма в Европе. Две недели спустя, 21 июля была предотвращена попытка повторить теракты уже в лондонском метро.

В июле 2007 года двое террористов взорвали джип у международного аэропорта Глазго, в результате чего был ранен прохожий.

Теракты 22 марта 2016 года произошли утром в час пик: в аэропорту готовилось к вылету множество рейсов, а взрыв в метро прогремел в 9:11.

Франции прекрасно известно, что такое теракты в общественном транспорте: в 1990-х годах страна столкнулась с целой волной акций алжирских исламистов. Два теракта затронули и парижский регион: на станции Сен-Мишель-Нотр-Дам в июле 1995 года (8 погибших, более 100 раненных) и в поезде в октябре того же года (несколько десятков человек пострадали, но обошлось без погибших). В декабре 1996 года произошел взрыв на станции Пор-Руайяль: 4 погибших и более 90 раненных.

В то же время последний теракт во французском аэропорту произошел в 1983 году: взрыв в Орли унес восемь жизней, а 54 человека получили ранения. Все случилось у представительства авиакомпании Turkish Airlines (двое из погибших были турками). Ответственность за теракт взяла на себя Армянская секретная армия освобождения Армении.