Саммит ТС как шанс для Порошенко

Версия для печати
0
0
0

Переговоры в Минске, в которых учавствуют главы стран Таможенного Союза, Еврокомиссар Кэтрин Эштон и Пётр Порошенко – ключевое событие последних месяцев. Для государств Таможенного Союза это возможность продемонстрировать себя, как новую геополитическую силу на континенте, плюс заручиться новыми экономическими и политическими взаимными договоренностями, выработать совместную модель взаимодействия со странами Евросоюза.

Для Евросоюза – а помимо Эштон в делегацию от ЕС входят комиссар по торговле Карел де Гюхт и комиссар по энергетике Гюнтер Эттингер – в принципе, круг вопросов, которые хотят решить представители Евросоюза и с ТС, и с Украиной, вполне понятен из состава делегатов.

Самый большой интерес на этом саммите вызывают переговоры Путина и Порошенко по украинскому кризису. Порошенко собирается договариваться о «мире на Украинской земле», об урегулировании конфликта. Однако нюанс в том, что у России с Украиной конфликта нет. И этот самый конфликт с геополитической, юридической и дипломатической точки зрения – внутриукраинское дело. Это только на уровне украинской пропаганды Россия является конфликтующей стороной. Однако Путин на эту встречу согласился. Значит, она имеет некоторый политический смысл.

Всё становится яснее, если принять во внимание несколько факторов, которые, на первый взгляд, к саммиту отношения не имеют. Первый – это роспуск Верховной Рады. Фактически, сейчас Порошенко становится единоличным правителем Украины до следующих выборов в верховное законодательное собрание. В своей официальной речи по поводу роспуска Рады глава Украины сослался на то, что «коалиция в Раде не была создана, выборы не были прозрачными, многие депутаты поддерживают сепаратистов и не выражают волю народа». Что интересно, Порошенко сослался на выборы себя, любимого, как образцовые по прозрачности и честности, а также объявил, что выборы в Раду Украины пройдут и на Донбассе. Эта ремарка о риторике важна, чтобы понимать, до какой степени можно манипулировать сознанием украинского избирателя. Потому что большинство считает, что глава Украины поступил в полном соответствии с нормами европейской демократии, и абсолютно прав в своем решении. По факту же, безотносительно демократических норм, Порошенко этим указом развязал себе руки. Поле для маневра в переговорах с ЕС и Россией у него расширилось.

Вторым важным моментом служит заявление Ангелы Меркель по ситуации на Украине, в котором она высказала предположение, что кардинального изменения ситуации не предвидится. И, с другой стороны, заявила, что в принципе Европа никогда особо против вступления Украины в ТС не была. Лишь бы на добровольной основе. Это тоже очень интересный ход, который можно трактовать, как определенного рода усталость Германии и ЕС в целом от той неразберихи, которая творится на Украине. Проще говоря: «Господа украинцы, давайте уже как-то сами, мы, ЕС, в няньки не нанимались». А в контексте международной политики это означает, что Германия не будет продавливать свои интересы на Украине без особой на то необходимости.  То есть, и с этой стороны пространство для маневра у Порошенко есть.

Третий важный момент – неявка на саммит европейского инициатора переговорного процесса, главы Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу. Это, собственно, показатель того, что и ЕС в целом дает Украине без давления решать свои внутриполитические и экономические проблемы. На этом хорошие новости для Порошенко заканчиваются. Потому что сейчас он поставлен даже не перед Россией, а перед странами Таможенного Союза, фактически, в одиночестве. Плюс на балласте у Порошенко сидит его «евромайдановский избиратель», который периодически в лице батальона «Айдар» приходит посмотреть в глаза своему президенту, учинившему какое-то перемирие в зоне АТО.

Не стоит забывать и про фактор США, которые как раз будут продолжать продавливать свои интересы на Украине независимо от того, кто сейчас возглавляет эту страну. И, по сути, протекция Соединенных Штатов для Порошенко в любой момент может превратиться в конвоирование куда-нибудь в сторону Гуантанамо, если нынешний глава Украины пойдет в разрез с линией Госдепартамента.

Но, тем не менее, переговоры между Путиным и Порошенко нужны. Во-первых, для очередного публичного и официального проговаривания позиции России по Украине. Владимир Путин по экономическим претензиям свою позицию на саммите уже обозначил: «Россия всегда уважала и уважает выбор других стран, но не в ущерб интересам других государств и не за их счет», – и подчеркнул, что взаимодействие Таможенного союза с Украиной невозможно в случае вступления в силу соглашения об ассоциации Украины с Евросоюзом.

Во-вторых, для того, чтобы посмотреть, насколько свободно может лавировать в своей политике Порошенко, и что он может России предложить. И по энергетическому кризису, и по разрешению гуманитарной катастрофы на Юго-Востоке. В-третьих, что наиболее важно, Россия снова обозначает себя, как страна-миротворец, как третье лицо, заинтересованное в мирном урегулировании конфликта Украина-Новороссия. И озвучивание этого тезиса в рамках непосредственных переговоров Путина с Порошенко – это также важный дипломатический ход. На практике это может означать, например, что второй гуманитарный конвой на Юго-Восток пойдет быстрее и с меньшим количеством проблем.

В общем, об окончательном мирном урегулировании в зоне так называемой АТО говорить, к сожалению, рано. Но есть надежда, что определенные существенные подвижки к этом произойдут. Хотя бы на уровне шанса, возможности дальнейших полноценных переговоров.

 

Андрей Татаринов,
директор Центра Актуальной Политики
26 августа 2014г.